Понятие СЭМ
Система Электронного Мерчендайзинга – система систематизации, аналитики и управления активным ассортиментом в торговом зале сети магазинов самообслуживания (супер и гипермаркетов) с использованием элементов электронной торговой системы.
Элементы СЭМ:
Как и любая система – это совокупность элементов, которые взаимодействуют по определенным алгоритмам и позволяют систематизировать и управлять процессами. Из каких элементов состоит СЭМ:
- Планограммы выкладки.
Являясь частью Системы Мерчендайзинга (СМ) – планограммы выкладки показывают точное расположение ассортимента на стеллаже. Нумерация планограммы, позволяет привязать каждой артикул, закрепив его на той же позиции в Ассортиментной Матрице стеллажа (списке ассортимента данного стеллажа)
- Ассортиментные матрицы
Ассортиментная матрица (АМ) – список ассортимента (артикулов) с указанием: Номера стеллажа, позиции на стеллаже, Артикула, Наименования, Розничной цены, Поставщика и количества данного артикула на полке/крючке – т.е. данной позиции. Набор ассортимента, списком привязанного к определенному номеру (группе).
- Ассортиментная последовательность товарных групп и категорий (АПТГиК)
Служит для закрепления последовательности чередования стеллажей по отделам, закрепляет количество оборудования по группам товаров и привязывает ассортимент к нумерации.
- Шаблоны отчетов (ШО)
Входящие в состав СЭМ отчеты позволяют снимать данные в разрезе: продажи в шт, продажи в розн. ценах, наличие товара на остатках, наличие неактивного ассортимента на стеллажах, наличие активного ассортимента в ТП, не привязанного к стеллажам (матрицам)
- Рабочее место Специалиста по мерчендайзингу (РМСПМ)
Рабочее место Специалиста по мерчендайзингу (СПМ) позволяет управлять (присваивать, добавлять/удалять) ассортименту места на оборудовании (в системе) и снимать аналитику в разрезе: Магазин, Отдел, Стеллаж, Полка по каждому магазину.
- Рабочее место сотрудника магазина (РМ)
Рабочее место сотрудника магазина с модулем «мерчендайзинг» позволяет персоналу магазина определять принадлежность ассортимента к оборудованию и месту на нем в торговом зале данного магазина. Дает оперативную информацию о товародвижении на каждом стеллаже магазина, об остатках и невыложенном товаре.
Для чего?
В комплексе мер по продаже ассортимента СЭМ отвечает за структуризацию ассортимента в торговом зале, присвоении ему определенного места с возможностью получения аналитики продаж в разрезе отдела, стеллажа, полки. Основные задачи, которые решаются СЭМ можно подразделить на несколько сфер:
- Контроль и упорядочивание выкладки
- Точность данных инвентаризации
- Контроль эффективности оборудования/торгового пространства
- Контроль потерь (предотвращение fraud’а)
- Создание системы эффективного открытия новых магазинов и реконструкции существующих
- Использование данных из системы для повышения эффективности работы торгового персонала
- Использование данных СЭМ для создания или корректировки Автозаказа
Контроль упорядочивания выкладки.
При контроле выкладки используются такие инструменты СМ как Планограмма и Матрица. Торговый персонал осуществляет выкладку согласно расположению товара на планограмме и в списке (матрице) стеллажа. В дальнейшем Планограмма и Матрица стеллажа являются инструментом контроля правильности соблюдения СЭМ в данном магазине при проверках и мониторинге фискальными органами компании. Дальнейший успех внедрения СМ в сети зависит от мотивации персонала магазина на исполнение этих элементов СМ.
Точность данных инвентаризации
Данные из СЭМ могут быть использованы в инвентаризацию магазина, что дает сокращение времени на ее проведение. А качество результатов стремится к улучшению и точности результатов, за счет выверенных и точных данных на входе. К примеру, инвентаризация с использованием СЭМ в торговых сетях проходит за 1 ночь и дает погрешность не более 2-3%. Сравните это с результатами сетей без использования СЭМ- до недели и погрешность до 15-20%, а это не просто проценты – это потери в денежном выражении.
Контроль эффективности оборудования/торгового пространства
Инструменты аналитики, входящие в СЭМ позволяют оценивать эффективность использования торговых площадей, оборудования и оперативно иллюстрировать причины низкой эффективности, давать рекомендации по повышению эффективности, выявляя слабые зоны и зоны возможного роста. СЭМ позволяет отслеживать наличие товара на полке, его продажи, выявлять проблемы с подсортировкой в каждом конкретном магазине. Привязка СЭМ к данным по продажам (кассам) показывает реализацию в режиме онлайн, но в отличие от обобщенных данных по категориям, СЭМ показывает эти данные в привязке к торговому залу, тоесть дает составить температурную карту торгового зала, стеллажа и полки…
Контроль потерь (предотвращение fraud’а)
Точное знание расположения товара в торговом зале дает Службе внутренней безопасности сети инструмент контроля за потерями в результате невыкладки или хищения товара. То есть, теперь точно известно, выложен товар или «пылится» на складе и ждет, пока отсрочка не превратит этот «отложенный» товар в OOS. А подробно расписанные торговые места препятствуют любым действиям с незаконной продажей или сдачей в аренду мест в торговом зале, что для российского ритейла совсем не редкость. Как часто проверяется подобные действия руководства магазина, где торговые места не расписаны? А ведь ни для кого не секрет, что у поставщика есть отдельный бюджет именно на покупку мест в торговом зале…
Система эффективного открытия новых магазинов и реконструкции существующих
Используя отчеты и инструменты СЭМ можно ускорить открытие любого магазина (в части поставки товара и его выкладки) в 1,5 – 2 раза. К примеру, использование СЭМ для планирования графика загрузки магазина ОБИ Белая Дача (Москва) в 2008 г. Позволил открыть гипермаркет площадью 12тыс м.кв. торговой площади за 5 недель., ранее, магазины подобной площади компания открывала за срок вдвое больший.
Использование данных из системы для повышения эффективности работы торгового персонала
Как показывает практика, экономия ФОТ в сетях с работающей СЭМ составляет до 200% за счет использования налаженной системы контроля выкладки и товародвижения, инструкций и регламентов, уменьшающих зависимость наличия/отсутствия товара от количества торгового персонала. К примеру, в штатном расписании среднего гипермаркета в штате 200 человек, из них от 70 до 100 человек, это персонал, занятый работой с покупателями и выкладкой. Получив в распоряжение четкие визуальные инструкции по расположению ассортимента персоналу требуется в 2-3 раза меньше времени на подсортировку, соответственно, вполне разумный следующих шаг – оптимизация штата, за счет высвобождаемого СЭМ рабочим временем персонала. Экономия мосжет составить, по опыту автора, до 30-40% от ФОТ.
Использование данных СЭМ для создания или корректировки Автозаказа
Данные из СЭМ о необходимом товарном запасе используются в формуле автозаказа и позволяют дать правильную, проверенную картину необходимого товарного запаса в торговом зале, что в свою очередь дает эффект в снижении OOS и потерь в инвентаризацию. В сочетании с продуманной системой заказа оборудования (крючки и полки необходимой ширины и глубины) это позволяет не набивать оборудование только потому, что там еще есть свободное место, а заказывать ровно столько, сколько необходимо для обеспечения продаж.
Решение принято. Этапы работ
Итак, решение принято, приводим ассортимент в торговых залах в порядок. С чего начинать? Как и любой проект у него есть этапы, в случае с СЭМ это Разработка, Реализация и Внедрение.
1.Разработка
Разработка состоит из этапа Сбора данных, аналитики и собственно самой разработки СЭМ. В первом случае анализируются требования к СЭМ, возможности (в т.ч. технические, кадровые, торговые) Заказчика, далее следует процесс разработки Техзадания (ТЗ), и контроль его реализации. По завершении процесс разработки необходим период тестирования, выявления и исправления недоработок и ошибок, далее – дело за реализацией.
2.Реализация
Реализация – это работ с большим количеством данных – ввод в систему, создание инструментов контроля изменений. По завершении данного этапа СЭМ включена и функционирует, а персонал, который обслуживает СЭМ – обучен и компетентен во всех вопросах по СЭМ.
3.Внедрение
Этап внедрения – один из самых долгих и самых трудных. Внедрение новых процессов это не только установка СЭМ, но и обучение, мотивирование персонала на их исполнение. Данный этап по опыту автора может занимать от 6 до 12 месяцев и требует от Заказчика наибольшего терпения, потому что изменения не всегда сразу приводят к положительным результатам в продажах, а иногда и к обратному- их падению. Но т.к. систематизация и управления товарными запасами является основной целью – спустя какое-то время эти потери вернутся в увеличении эффективности и дополнительных прибылях с тех же площадей…
Какие условия необходимы для успешной и менее затратной реализации проекта СЭМ в Российской компании:
- Наличие ТС (Торговой системы)
- Специалист по интеграции (программист) в Торговую систему
- Наличие структурированного категорийного дерева (Category tree)
- Жесткая привязка каждого артикула к одному поставщику
- Система работы с остатками (система контроля OOS и зоны распродаж во всех магазинах)
- Интеграция функции управления наличием ассортимента в магазине в СЭМ (монопольно)
- График ротации (и мотивация на его исполнение)
- Штрихкодирование всей продукции
- Наличие мотивации МК на создание и исполнение регламентов по работе СЭМ
- Наличие мотивации ДМ и ДФ на исполнение регламентов по работе СЭМ
- Идентичность оборудования по сети
- Соответствие помещений общим требованиям
- Бюджет
Примеры СЭМ: